Сочинение – одно из самых сложных и «дорогих» заданий ЕГЭ по русскому языку. Как получить за него максимум в 2025 году? Сколько ошибок можно допустить и не получить ноль баллов? В этой статье разберем все ключевые аспекты: от плана сочинения до формулировки позиции автора с клише. А еще подберем произведение к каждой возможной теме сочинений на ЕГЭ!
В этой статье:

Что будет на ЕГЭ по русскому
В этой статье мы не стали останавливаться подробно на содержании всего КИМа, а сделали фокус именно на 27-ом задании, которое может принести больше всего баллов. Но если захотите подробнее:
Читайте также: ЕГЭ по русскому: как подготовиться и на что обратить внимание.
Нововведения в сочинении на ЕГЭ в 2025 году
- Проблема уже сформулирована
Если раньше ученикам нужно было самостоятельно «раскопать» проблему в тексте, то теперь она четко обозначена в задании в виде вопроса. В предыдущие годы многие выпускники ошибались в определении главной проблемы и теряли драгоценные баллы. Теперь же нужно будет найти и сформулировать отношение автора к поставленному вопросу.
- Минимальное число слов – 100
Раньше нужно было написать сочинение объемом от 70 слов, а теперь работа объемом 99 слов не будет проверяться вообще. Несмотря на минимум в 100 слов, рекомендуется писать 150+, так как при меньшем объеме нельзя будет получить максимум баллов по критериям К7-К10. А максимальное количество допустимых ошибок по ним будет – две, а не четыре.
План сочинения ЕГЭ по русскому 2025 (задание 27)
Сочинение в идеале должно состоять из 7 абзацев:
- Проблема
- Позиция автора
- Комментарий и первый пример
- Второй пример
- Связь между примерами
- Отношение к авторской позиции
- Заключение
Темы сочинения на ЕГЭ
Окончательно сформулированные темы не афишируются до самого экзамена, однако есть список общих направлений, который не особо меняется из года в год. Традиционно тексты на экзамене по русскому языку посвящены таким темам, как:
- Человек и природа
- Роль книг в жизни человека
- Любовь
- Патриотизм и родина
- Человек и животные
- Семейные ценности и детство
- Нравственный выбор и внутренний мир человека
- Сила воспоминаний и их влияние на настоящее
- Социальные проблемы
- Дружба
- Ценность родного/русского языка
- Воспитание и воспитанность
- Роль общения в жизни
- Школа и учителя
- Влияние искусства на личность
Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку
1 абзац: Вводное предложение + проблема в формате вопроса + фраза-клише (например, «Этот вопрос рассматривается в отрывке из произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева»).
2 абзац: Мнение автора («Автор считает…», «По мнению автора…») + фраза-клише (например, «Чтобы обосновать позицию автора, обратимся к примерам из прочитанного текста»).
3-4 абзацы: Эти абзацы – комментарий к позиции автора. О нем расскажем подробнее ниже.
5 абзац: Обозначение связи между примерами («Эти примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу/дополняют друг друга…», «Для сравнения автор обращается к …») + объяснение, почему именно этот вид связи.
6 абзац: Собственная позиция («Я (не) согласен с автором…», «Нельзя не согласиться с автором…») + пример из литературы/жизни/истории/науки. При аргументации своей точки зрения нельзя использовать примеры из компьютерных игр, графических романов, комиксов, манги и фанфиков.
7 абзац: Вывод, состоящий из шаблонной фразы («Таким образом, …», «В заключение хочется сказать…») и пары предложений с итоговой позицией.
Как найти и сформулировать позицию автора
В 2025 году правильное отражение позиции автора стало первым критерием в перечне для сочинения по русскому языку. За К1 можно получить максимум 1 балл. Но если не засчитают его, то обнулят и критерии К2 и К3 (за комментарий и собственную позицию).
Авторская позиция может быть как прямым ответом на вопрос, так и выражением отношения автора к проблеме (включая уход от прямого ответа).
Важно учитывать, что в публицистических текстах позиция автора часто заявлена явно, а в художественных – выявляется через анализ сюжета и персонажей (и по выбору оценочных слов).
Чтобы успешно найти авторскую позицию в тексте ЕГЭ, используйте следующие приемы:
- Начинайте с конца: Часто в последнем абзаце автор прямо высказывает свое отношение к проблеме.
- Определите героев: Выявите положительных и отрицательных персонажей – это покажет, какие поступки автор одобряет или осуждает.
- Анализируйте язык: Подчеркивайте оценочные слова и важные обороты, а также выделяйте главные мысли в каждом абзаце. Это поможет найти аргументы и контраргументы.
- Не паникуйте: Помните, что даже сложный текст поддается анализу, главное – сохранять спокойствие и использовать предложенные методы.
Сформулировать позицию автора помогут фразы-клише. Например, «Автор считает/уверен/убежден, что…», «Автор подводит читателя к выводу, что…», «Автор осуждает/одобряет…».
Читайте также: Комбинации с ЕГЭ по русскому для поступления на разные специальности.
Как написать комментарий к позиции автора
Комментарий – это шанс показать, насколько хорошо вы поняли предложенный текст. Фактически, это ваш анализ текста из задания, в котором вы демонстрируете умение видеть логику автора, находить ключевые моменты, раскрывающие его точку зрения, и использовать их для формулировки авторской позиции и выражения собственного мнения. Ваша задача – найти два отрывка, которые вместе дают полное представление об авторской позиции. Самое главное – показать связь между этими отрывками и объяснить, как она помогает понять видение автора.
При оценивании комментария максимальные 3 балла присуждаются работам, которые соответствуют следующим требованиям: содержат два примера из текста с обстоятельными комментариями к каждому и демонстрируют понимание и анализ смысловой связи между этими примерами.
Структура идеального комментария выглядит следующим образом:
- Пример-иллюстрация №1: фрагмент текста (цитата/номер предложения, частичный пересказ ситуации) + пояснение (анализ роли фрагмента в раскрытии проблемы). Просто привести пример – недостаточно, если не дополнить его объяснением – пример не засчитают.
- Пример-иллюстрация №2
- Смысловая связь: указание на тип связи между примерами и объяснение ее значения для понимания авторской позиции.
Комментарий должен включать два примера из текста. В качестве них могут выступать:
- описания;
- размышления автора, связанные с проблемой;
- цитаты;
- различные точки зрения, представленные в тексте;
- яркие средства выразительности;
- слова и выражения с эмоциональным окрасом.
Пояснение – это ваш анализ выбранного примера. Что можно использовать для этого:
- описание времени и места действия.
- сравнение и анализ персонажей (изменение героя, причины поступков).
- сопоставление с другими произведениями.
- анализ языковых средств выразительности.
- структурирование аргументов автора.
Как можно связать примеры в сочинении на ЕГЭ
Использовать общие виды смысловых связей (так называется эта пара предложений в критериях оценки) для сочинения на ЕГЭ:
Определение |
Один пример раскрывает суть второго |
Объяснение |
Один пример служит контекстом для понимания другого, раскрывая его структуру, цель и происхождение |
Сопоставление |
Сравнение двух примеров |
Противопоставление |
Одно явление противоположно другому |
Вывод |
Один пример является логическим завершением первого |
Обоснование |
Наличие одного примера свидетельствует о существовании второго |
Детализация |
Один пример дает расширенное представление о том, что уже было показано во втором |
Дополнение |
Два примера вместе создают целостный образ |
Причина-следствие |
Один пример обуславливает второй |
Указание на цель |
Один пример отражает цель, другой – способ или процесс ее достижения |
Указание на условие |
Ситуация из одного примера необходима для реализации явления из второго примера |
Сколько ошибок в сочинении можно допустить, чтобы не получить 0
Максимальное количество баллов по заданию №27 – 22. Есть критерии, по которым нельзя допускать ошибки (так как максимальный балл за них – 1), а есть те, которые позволяют сделать несколько ошибок и не потерять все баллы
- Фактической ошибки нельзя ни одной (критерий К4).
- Логическую ошибку можно одну (критерий К5).
- Этической ошибки нельзя ни одной (критерий К6).
- Орфографических ошибок максимум четыре (критерий К7).
- Пунктуационных – четыре (критерий К8).
- Грамматических – четыре (критерий К9).
- Речевых – четыре (критерий К10).
Топ произведений для каждой темы на ЕГЭ по русскому
- Человек и природа – И.С. Тургенев, «Бежин луг» (Единство человека и природы, влияние природы на душу ребенка).
- Роль книг в жизни человека – Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» (Мир, где отказ от чтения ведет к деградации, а память о литературе дает надежду на будущее).
- Любовь – А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (Трагическая история любви Татьяны и Онегина, неспособность героев обрести счастье).
- Патриотизм и родина – М.Ю. Лермонтов, «Бородино» (Воспевание героизма русских солдат, защита родины как долг каждого).
- Человек и животные – Л.Н. Андреев, «Кусака» (Кусака учится заново доверять людям и из бездомной собаки превращается в преданного домашнего питомца, но потом вновь переживает предательство).
- Семейные ценности и детство – Л.Н. Толстой, «Детство» (Важность семьи и детских впечатлений в формировании личности Николеньки Иртеньева).
- Нравственный выбор и внутренний мир человека – Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» (Муки совести Раскольникова после совершения преступления и его нравственное перерождение).
- Сила воспоминаний и их влияние на настоящее – А.П. Чехов, «Вишневый сад» (Воспоминания Раневской о прошлом, определяющие ее неспособность адаптироваться к настоящему).
- Социальные проблемы – Н.В. Гоголь, «Шинель» (Трагическая судьба «маленького человека» Акакия Акакиевича, ставшего жертвой социальной несправедливости).
- Дружба – И.А. Гончаров, «Обломов» (Андрей Штольц как образ преданного и неравнодушного человека, который стремится помочь своему другу).
- Ценность родного/русского языка – И.С. Тургенев, стихотворение в прозе «Русский язык» (О величии русского языка).
- Воспитание и воспитанность – Д.И. Фонвизин, «Недоросль» (Проблема воспитания дворянского сословия, невежество Митрофанушки).
- Роль общения в жизни – М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» (Печорин не способен на искреннее и уважительное общение с людьми, во многом из-за этого он одинок и несчастен).
- Школа и учителя – В.Г. Распутин, «Уроки французского» (Учительница французского языка, проявившая доброту и поддержку по отношению к ученику).
- Влияние искусства на личность – А.И. Куприн, «Гранатовый браслет» (Соната Бетховена помогает Вере Николаевне переосмыслить свою жизнь и осознать утраченную любовь).