Сочинение в ЕГЭ по русскому
Гайды абитуриенту

Задание 27 в ЕГЭ по русскому: шаблоны, готовые примеры из литературы и максимальное количество ошибок

Валерия Медведик

Эксперт по поступлению в вузы

Обновлено 8 мая 2025 г.
85,378

Сочинение – одно из самых сложных и «дорогих» заданий ЕГЭ по русскому языку. Как получить за него максимум в 2025 году? Сколько ошибок можно допустить и не получить ноль баллов? В этой статье разберем все ключевые аспекты: от плана сочинения до формулировки позиции автора с клише. А еще подберем произведение к каждой возможной теме сочинений на ЕГЭ!

темы сочинений
Что будет на ЕГЭ по русскому


В этой статье мы не стали останавливаться подробно на содержании всего КИМа, а сделали фокус именно на 27-ом задании, которое может принести больше всего баллов. Но если захотите подробнее:

Читайте также: ЕГЭ по русскому: как подготовиться и на что обратить внимание.

Нововведения в сочинении на ЕГЭ в 2025 году

  • Проблема уже сформулирована

Если раньше ученикам нужно было самостоятельно «раскопать» проблему в тексте, то теперь она четко обозначена в задании в виде вопроса. В предыдущие годы многие выпускники ошибались в определении главной проблемы и теряли драгоценные баллы. Теперь же нужно будет найти и сформулировать отношение автора к поставленному вопросу.

  • Минимальное число слов – 100

Раньше нужно было написать сочинение объемом от 70 слов, а теперь работа объемом 99 слов не будет проверяться вообще. Несмотря на минимум в 100 слов, рекомендуется писать 150+, так как при меньшем объеме нельзя будет получить максимум баллов по критериям К7-К10. А максимальное количество допустимых ошибок по ним будет – две, а не четыре.

критериисочинения

Из демоверсии ЕГЭ по русскому 2025 от ФИПИ

План сочинения ЕГЭ по русскому 2025 (задание 27)

Сочинение в идеале должно состоять из 7 абзацев:

  1. Проблема
  2. Позиция автора
  3. Комментарий и первый пример
  4. Второй пример
  5. Связь между примерами
  6. Отношение к авторской позиции
  7. Заключение

Темы сочинения на ЕГЭ

Окончательно сформулированные темы не афишируются до самого экзамена, однако есть список общих направлений, который не особо меняется из года в год. Традиционно тексты на экзамене по русскому языку посвящены таким темам, как:

  • Человек и природа
  • Роль книг в жизни человека
  • Любовь
  • Патриотизм и родина
  • Человек и животные
  • Семейные ценности и детство
  • Нравственный выбор и внутренний мир человека
  • Сила воспоминаний и их влияние на настоящее
  • Социальные проблемы
  • Дружба
  • Ценность родного/русского языка
  • Воспитание и воспитанность
  • Роль общения в жизни
  • Школа и учителя
  • Влияние искусства на личность 

Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку

1 абзац: Вводное предложение + проблема в формате вопроса + фраза-клише (например, «Этот вопрос рассматривается в отрывке из произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева»).

2 абзац: Мнение автора («Автор считает…», «По мнению автора…») + фраза-клише (например, «Чтобы обосновать позицию автора, обратимся к примерам из прочитанного текста»).

3-4 абзацы: Эти абзацы – комментарий к позиции автора. О нем расскажем подробнее ниже.

5 абзац: Обозначение связи между примерами («Эти примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу/дополняют друг друга…», «Для сравнения автор обращается к …») + объяснение, почему именно этот вид связи.

6 абзац: Собственная позиция («Я (не) согласен с автором…», «Нельзя не согласиться с автором…») + пример из литературы/жизни/истории/науки. При аргументации своей точки зрения нельзя использовать примеры из компьютерных игр, графических романов, комиксов, манги и фанфиков.

7 абзац: Вывод, состоящий из шаблонной фразы («Таким образом, …», «В заключение хочется сказать…») и пары предложений с итоговой позицией.

Как найти и сформулировать позицию автора

В 2025 году правильное отражение позиции автора стало первым критерием в перечне для сочинения по русскому языку. За К1 можно получить максимум 1 балл. Но если не засчитают его, то обнулят и критерии К2 и К3 (за комментарий и собственную позицию).

Авторская позиция может быть как прямым ответом на вопрос, так и выражением отношения автора к проблеме (включая уход от прямого ответа).

Важно учитывать, что в публицистических текстах позиция автора часто заявлена явно, а в художественных – выявляется через анализ сюжета и персонажей (и по выбору оценочных слов).

Чтобы успешно найти авторскую позицию в тексте ЕГЭ, используйте следующие приемы:

  • Начинайте с конца: Часто в последнем абзаце автор прямо высказывает свое отношение к проблеме.
  • Определите героев: Выявите положительных и отрицательных персонажей – это покажет, какие поступки автор одобряет или осуждает.
  • Анализируйте язык: Подчеркивайте оценочные слова и важные обороты, а также выделяйте главные мысли в каждом абзаце. Это поможет найти аргументы и контраргументы.
  • Не паникуйте: Помните, что даже сложный текст поддается анализу, главное – сохранять спокойствие и использовать предложенные методы.

Сформулировать позицию автора помогут фразы-клише. Например, «Автор считает/уверен/убежден, что…», «Автор подводит читателя к выводу, что…», «Автор осуждает/одобряет…».

Читайте также: Комбинации с ЕГЭ по русскому для поступления на разные специальности.

Как написать комментарий к позиции автора

Комментарий – это шанс показать, насколько хорошо вы поняли предложенный текст. Фактически, это ваш анализ текста из задания, в котором вы демонстрируете умение видеть логику автора, находить ключевые моменты, раскрывающие его точку зрения, и использовать их для формулировки авторской позиции и выражения собственного мнения. Ваша задача – найти два отрывка, которые вместе дают полное представление об авторской позиции. Самое главное – показать связь между этими отрывками и объяснить, как она помогает понять видение автора. 

При оценивании комментария максимальные 3 балла присуждаются работам, которые соответствуют следующим требованиям: содержат два примера из текста с обстоятельными комментариями к каждому и демонстрируют понимание и анализ смысловой связи между этими примерами.

Структура идеального комментария выглядит следующим образом:

  1. Пример-иллюстрация №1: фрагмент текста (цитата/номер предложения, частичный пересказ ситуации) + пояснение (анализ роли фрагмента в раскрытии проблемы). Просто привести пример – недостаточно, если не дополнить его объяснением – пример не засчитают.
  2. Пример-иллюстрация №2
  3. Смысловая связь: указание на тип связи между примерами и объяснение ее значения для понимания авторской позиции.

Комментарий должен включать два примера из текста. В качестве них могут выступать:

  • описания;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • различные точки зрения, представленные в тексте;
  • яркие средства выразительности;
  • слова и выражения с эмоциональным окрасом.

Пояснение – это ваш анализ выбранного примера. Что можно использовать для этого:

  • описание времени и места действия.
  • сравнение и анализ персонажей (изменение героя, причины поступков).
  • сопоставление с другими произведениями.
  • анализ языковых средств выразительности.
  • структурирование аргументов автора.

Как можно связать примеры в сочинении на ЕГЭ

Использовать общие виды смысловых связей (так называется эта пара предложений в критериях оценки) для сочинения на ЕГЭ:

Определение

Один пример раскрывает суть второго

Объяснение

Один пример служит контекстом для понимания другого, раскрывая его структуру, цель и происхождение

Сопоставление

Сравнение двух примеров

Противопоставление

Одно явление противоположно другому

Вывод

Один пример является логическим завершением первого

Обоснование

Наличие одного примера свидетельствует о существовании второго

Детализация

Один пример дает расширенное представление о том, что уже было показано во втором

Дополнение

Два примера вместе создают целостный образ

Причина-следствие

Один пример обуславливает второй

Указание на цель

Один пример отражает цель, другой – способ или процесс ее достижения

Указание на условие

Ситуация из одного примера необходима для реализации явления из второго примера

Сколько ошибок в сочинении можно допустить, чтобы не получить 0

Максимальное количество баллов по заданию №27 – 22. Есть критерии, по которым нельзя допускать ошибки (так как максимальный балл за них – 1), а есть те, которые позволяют сделать несколько ошибок и не потерять все баллы

  • Фактической ошибки нельзя ни одной (критерий К4).
  • Логическую ошибку можно одну (критерий К5).
  • Этической ошибки нельзя ни одной (критерий К6).
  • Орфографических ошибок максимум четыре (критерий К7). 
  • Пунктуационных – четыре (критерий К8).
  • Грамматических – четыре (критерий К9).
  • Речевых – четыре (критерий К10).

Топ произведений для каждой темы на ЕГЭ по русскому 

  1. Человек и природа – И.С. Тургенев, «Бежин луг» (Единство человека и природы, влияние природы на душу ребенка).
  2. Роль книг в жизни человека – Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту» (Мир, где отказ от чтения ведет к деградации, а память о литературе дает надежду на будущее).
  3. Любовь – А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (Трагическая история любви Татьяны и Онегина, неспособность героев обрести счастье).
  4. Патриотизм и родина – М.Ю. Лермонтов, «Бородино» (Воспевание героизма русских солдат, защита родины как долг каждого).
  5. Человек и животные – Л.Н. Андреев, «Кусака» (Кусака учится заново доверять людям и из бездомной собаки превращается в преданного домашнего питомца, но потом вновь переживает предательство).
  6. Семейные ценности и детство – Л.Н. Толстой, «Детство» (Важность семьи и детских впечатлений в формировании личности Николеньки Иртеньева).
  7. Нравственный выбор и внутренний мир человека – Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» (Муки совести Раскольникова после совершения преступления и его нравственное перерождение).
  8. Сила воспоминаний и их влияние на настоящее – А.П. Чехов, «Вишневый сад» (Воспоминания Раневской о прошлом, определяющие ее неспособность адаптироваться к настоящему).
  9. Социальные проблемы – Н.В. Гоголь, «Шинель» (Трагическая судьба «маленького человека» Акакия Акакиевича, ставшего жертвой социальной несправедливости).
  10. Дружба – И.А. Гончаров, «Обломов» (Андрей Штольц как образ преданного и неравнодушного человека, который стремится помочь своему другу).
  11. Ценность родного/русского языка – И.С. Тургенев, стихотворение в прозе «Русский язык» (О величии русского языка).
  12. Воспитание и воспитанность – Д.И. Фонвизин, «Недоросль» (Проблема воспитания дворянского сословия, невежество Митрофанушки).
  13. Роль общения в жизни – М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» (Печорин не способен на искреннее и уважительное общение с людьми, во многом из-за этого он одинок и несчастен).
  14. Школа и учителя – В.Г. Распутин, «Уроки французского» (Учительница французского языка, проявившая доброту и поддержку по отношению к ученику).
  15. Влияние искусства на личность – А.И. Куприн, «Гранатовый браслет» (Соната Бетховена помогает Вере Николаевне переосмыслить свою жизнь и осознать утраченную любовь).

Поделиться статьей