Задача учителя — обучать, воспитывать, вдохновлять и поддерживать детей в их учебном и личностном росте. В статье рассказываем, в чём суть профессии учителя и как им стать.
В этой статье:

Суть профессии учитель
Основная роль учителя заключается в передаче знаний и обучении навыкам. Учитель разрабатывает учебные программы, проводит уроки, организует дискуссии и практические занятия для того, чтобы стимулировать учеников к развитию. Вот ещё некоторые аспекты работы учителя:
Воспитание и развитие: учитель помогает детям развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и физически.
Создание атмосферы в классе: учитель устанавливает такие взаимоотношения в классе, что ученики могут комфортно обсуждать успехи и проблемы, задавать вопросы и делиться идеями. Учитель способствует созданию комфортных взаимоотношений и помогает ученикам развивать навыки общения и учёбы в коллективе.
Профессиональное развитие: учитель постоянно совершенствует свои знания и навыки, следит за новыми методиками и педагогическими подходами.
Преимущества профессии учителя
Профессия учителя имеет множество преимуществ, которые делают её одной из самых благородных. Вот несколько ключевых преимуществ работать учителем:
- Влияние на будущее: учителя имеют возможность оказывать огромное влияние на жизнь своих учеников. Они формируют и воспитывают будущее поколение, вдохновляют его и поддерживают в поиске знаний и самооткрытии. Благодаря уникальному взаимодействию и наставничеству учителя, они могут сильно повлиять на жизнь молодых людей и помочь им реализовывать свой потенциал.
- Развитие личных навыков: работа учителем требует развития широкого спектра навыков, включая коммуникативные, организационные и лидерские. Учителя постоянно учатся новому и совершенствуют свои навыки. Это помогает им становиться более адаптивными, творческими и гибкими в различных ситуациях.
- Развитие эмоционального интеллекта: в работе с учениками учителям приходится много внимания уделять эмоциональному состоянию учеников и развитию их эмоциональной интеллектуальности. Они учатся быть эмоционально чуткими, понимать потребности и проблемы учеников. Это позволяет создавать поддерживающую и эмоционально безопасную среду для обучения и развития.
- Карьерные возможности: учителя могут расти в своей профессии, становиться заведующими школой или учебными заведениями, преподавать в вузах.
- Удовлетворение от принесённой пользы: учителя могут испытывать огромное удовлетворение и гордость от своей работы. Видеть, как ученики растут, развиваются и достигают успеха благодаря их усилиям и поддержке, является невероятно вдохновляющим и мотивирующим фактором.
- Возможность вдохновлять и мотивировать: в работе учителей огромное значение имеет способность вдохновлять и мотивировать учеников. Учителя стимулируют интерес к знаниям и вдохновляют учащихся на саморазвитие и поиск новых идей и решений. Они создают стимулирующую образовательную среду, где ученики чувствуют себя ценными и важными.
С чего начать, чтобы стать учителем
Если вы хотите стать учителем, вот несколько шагов, которые помогут вам начать свой путь в этой профессии:
- Определите предмет или область, которую вы хотели бы преподавать. Определите, в какой области вы имеете сильные знания и навыки. Это может быть предмет из школьной программы, иностранный язык, искусство, спорт или другая сфера.
- Получите соответствующее высшее образование. Для работы в большинстве школ требуется наличие диплома о высшем образовании. Исследуйте учебные заведения и программы, в которых готовят педагогов. Чтобы поступить на учителя, изучите, какие предметы в вузе нужно сдавать на учителя. Это может быть педагогический факультет, колледж или университет.
- Проходите практику. Изучение теории это хорошо, но необходимо также получить опыт на практике. Ищите возможности для практики и стажировки в школах или других образовательных учреждениях. Это позволит вам ознакомиться с работой учителя и применить полученные знания на практике.
- Продолжайте обучаться и развиваться. Образование не заканчивается с получением диплома. Учителя должны постоянно совершенствовать свои навыки, следить за новыми подходами и методиками обучения, а также быть в курсе последних достижений в своей области.
- Ищите вакансии и отправляйте резюме. Будьте готовы к тому, что может потребоваться некоторое время, прежде чем вы найдёте работу. Не отчаивайтесь и продолжайте искать.
Главное, помните, что ваша роль заключается в воспитании и обучении будущих поколений, поэтому подходите к ней с любовью, терпением и преданностью.
Требования к навыкам учителя
Перечислим основные требования к учителю и расскажем, какими навыками обладает хороший учитель:
Педагогические навыки. Учителя должны уметь создавать учебные планы, разрабатывать интересные уроки и использовать разнообразные методы обучения. Ещё уметь составлять программы и оценивать успехи учеников.
Коммуникативные навыки. Учителя должны уметь эффективно взаимодействовать с учениками, их родителями и коллегами. Важно уметь понятно объяснять материал, выслушать и понять потребности учеников.
Межличностные навыки. Учителя должны обладать эмоциональным интеллектом, умением работать в команде и устанавливать хорошие отношения с учениками. Важно быть внимательным, терпеливым и уважительным к индивидуальным потребностям учеников.
Управление классом. Учителя должны уметь устанавливать и поддерживать дисциплину в классе, так чтобы обеспечить эффективное обучение.
Адаптивность. Учителя должны уметь адаптировать свой подход в зависимости от уровня знаний, интересов и способностей учеников.
Организационные навыки. Учителя должны уметь хорошо организовывать свою работу, планировать уроки, следить за учебным прогрессом и вести документацию. Важно быть организованными и уметь эффективно управлять своим временем.
Компьютерная грамотность. В современных классах всё больше используется технологии, поэтому учителя должны быть уметь работать с компьютером и другими современными учебными инструментами.
Профессия учителя требует постоянного обучения и совершенствования, чтобы эффективно работать с учениками и оставаться в курсе последних тенденций в образовании.
Кто не сможет стать учителем
Причины, по которым человек может испытывать трудности в этой профессии:
Отсутствие интереса к обучению. Учительство требует преданности образованию и желания помогать ученикам раскрыть свой потенциал.
Затруднения в общении и взаимодействии с людьми. Учителя проводят большую часть своего времени, взаимодействуя с учениками, родителями и коллегами.
Трудности в организации и управлении временем. Учителям часто приходится выполнять множество задач и организовывать учебный процесс.
Низкий уровень терпения и эмоциональная нестабильность. Учителям приходится работать с разными учениками, поэтому нужно уметь себя сдерживать.
Карьерные перспективы
Приведём несколько областей, в которых учителя могут развиваться:
- Специализация в конкретной области. Учителя могут выбрать специализацию в определённой области, например, математике, литературе или химии. Имея экспертизу и опыт в конкретной области, они могут стать преподавателями в вузах, востребованными консультантами по обучению и развитию программ для школ и учебных заведений.
- Методическая работа. Учителя могут развиваться в качестве опытных учителей-методистов, проводя исследования, разрабатывая и адаптируя учебные материалы, обучая новых учителей и обеспечивая поддержку внедрения инновационных педагогических методик.
- Руководство и администрирование: учителя могут стремиться стать заместителями директоров, директорами школы или административными руководителями. На этих должностях они оказывают влияние на образовательный процесс, разрабатывают политику школы и координируют работу педагогического коллектива.
Как выучиться на учителя
Если вы хотите стать учителем, вот несколько шагов, которые помогут вам осуществить это:
- Решите, какой предмет вы хотели бы преподавать и с учениками какого возраста работать. Некоторые учителя работают с детьми младшего возраста, другие предпочитают учить подростков.
- Получите образование. Изучите, какие вузы предлагают программы обучения для учителей. Узнайте о необходимых требованиях и процессе поступления.
- Получите практический опыт. Размышляйте над возможностью волонтёрства, стажировки или о работе в школьной среде как ассистент учителя. Это поможет вам понять, как именно выглядит работа учителя и развить навыки преподавания.
- Продолжайте развиваться в профессии. Участвуйте в семинарах и конференциях, общайтесь с коллегами и ищите способы применить новые методики в своей работе.
Можно ли стать учителем без высшего педагогического образования
По закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заниматься педагогической деятельностью вправе только те, кто получил среднее профессиональное или высшее образование в рамках укрупненных групп по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки». Но зачастую желание стать педагогом появляется не сразу после школы, а уже после учебы на другом, непедагогическом направлении. В этом случае есть еще один вариант получить необходимую квалификацию — курсы профессиональной переподготовки.
По идее такие курсы должны полноценно готовить будущих учителей — давать всю необходимую теоретическую и практическую базу, развивать необходимые для работы компетенции, а затем проверять полученные знания и навыки с помощью итоговой аттестации. На деле же многие частные компании пренебрегали качеством обучения и предлагали курсы, которые не помогали освоить профессию в полном объеме, зато позволяли очень быстро получить диплом о профессиональной переподготовке, а вместе с ним и право работать в школе.
Поэтому в 2025 году законодатели серьезно озаботились качеством подготовки педагогических работников, пересмотрели правила и внесли поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». (Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов).
Повышение квалификации педагогов
Поступая в педагогический вуз, имейте в виду, что педагоги не только учат других, но и сами должны постоянно учиться — чтобы повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать высокое качество образования, применять современные методы обучения.
По требованиям федерального законодательного стандарта минимум один раз в три года педагогический работник обязан проходить курсы повышения квалификации — длительностью не менее 16 академических часов. Некоторые школы устанавливают свои правила, по которым повышать квалификацию необходимо еще чаще (но не реже). Отказаться от прохождения программы ДПО учитель не может — отказ без уважительной причины рассматривают как дисциплинарный проступок.
С 1 сентября 2025 года повысить квалификацию педагоги смогут только в государственных учреждениях. Здесь будут действовать те же ограничения, как и при прохождении профессиональной переподготовки, о которой мы писали выше. Теперь частные организации не смогут выдавать официальные удостоверения, которые необходимы, чтобы продолжать работать в школе. А значит, процесс повышения квалификации, скорее всего, станет намного более трудозатратным.
Где учителям можно повышать квалификацию в 2025 году
В соответствии с поправками с 1 сентября 2025 года получить квалификацию учителя можно будет только:
- в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- в образовательных организациях, учредителями которых являются государство, субъект Российской Федерации, муниципальное образование либо с их долей в уставном капитале;
- в образовательных организациях, учредителями которых являются госкорпорации и госкомпании;
- в образовательных организациях «Сириуса» и «Сколково»;
- в общероссийских спортивных федерациях (для педагогов в области физической культуры и спорта).
Кого коснутся ограничения:
- воспитателей дошкольных учреждений;
- педагогических работников: школьных учителей (1–11 классы);
- социальных педагогов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов и пр.;
- администрации образовательных организаций (завучи, директора).
Кого не коснутся ограничения:
- педагогов среднего профессионального образования (СПО), не работающих по программам общего образования;
- педагогов дополнительного образования (включая колледжи, техникумы, секции);
- преподавателей, работающих в системе высшего образования;
Это не коснется тех, кто успел получить диплом о профессиональной переподготовке или был зачислен на обучение до 1 сентября 2025 года.
То есть теперь получить необходимые документы для работы учителем без профильного образования будет сложнее: нельзя будет пройти курсы в частных организациях, только в государственных. Частные компании все еще смогут предлагать обучение на педагога, но выдавать будут только сертификаты, которые не дают права заниматься педагогической деятельностью.
Минимальный срок обучения на программах профессиональной переподготовки на учителя — 250 академических часов. Но обычно курсы длятся дольше — 300–520 часов.
Как стать учителем по целевому договору
Стоит заранее оценить все сложности и, если желание стать учителем появилось еще в школе, — сразу поступать в вуз или колледж именно на педагогическое направление. В том числе на целевое обучение — такой вариант предлагают многие учебные заведения. Например, сейчас на сайте «Работа России» — более 2400 предложений целевого обучения на педагогов разных профилей:
И более 2700 вакансий на должность учителя по всей стране:
Процесс поступление на целевое педагогом не отличается от обычного целевого, поэтому изучите общие правила на 2025 год.
Советы начинающему учителю
- Изучайте разные методики преподавания. Разнообразие методик и форматов обучения помогут ученикам лучше усваивать материал и развивать различные навыки.
- Планируйте уроки заранее. Качественная подготовка к урокам является ключевым моментом для успешного преподавания.
- Учитывайте индивидуальные потребности учеников. Каждый ребёнок уникален, поэтому старайтесь адаптировать свой подход.
- Установите чёткие и понятные правила поведения в классе. Будьте последовательны в их применении, но также учитывайте контекст и будьте готовы быть гибкими.
- Сотрудничайте с коллегами. Не бойтесь обращаться к своим коллегам: обмен идеями и опытом поможет вам вырасти в профессии.
- Развивайтесь. Продолжайте учиться и развиваться как педагог. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам, посещайте семинары и конференции, читайте специализированную литературу. Будьте открытыми к новым идеям и подходам, и постоянно совершенствуйте свои навыки преподавания.
- Создайте положительную атмосферу в классе. Знайте имена учеников, интересуйтесь их жизнью, относитесь с уважением к каждому ребёнку. Позитивная атмосфера помогает ученикам чувствовать себя комфортно и вдохновляет их учиться.
Первые годы работы в качестве учителя могут быть сложными, но со временем вы приобретёте опыт и станете в себе увереннее.