Как стать учителем. Требования к профессии
Гайды абитуриенту

Как стать учителем: требования, переподготовка, повышение квалификации

Редакция

Обновлено 3 мая 2025 г.
99,494

Задача учителя — обучать, воспитывать, вдохновлять и поддерживать детей в их учебном и личностном росте. В статье рассказываем, в чём суть профессии учителя и как им стать.


Суть профессии учитель

Основная роль учителя заключается в передаче знаний и обучении навыкам. Учитель разрабатывает учебные программы, проводит уроки, организует дискуссии и практические занятия для того, чтобы стимулировать учеников к развитию. Вот ещё некоторые аспекты работы учителя:

Воспитание и развитие: учитель помогает детям развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и физически.

Создание атмосферы в классе: учитель устанавливает такие взаимоотношения в классе, что ученики могут комфортно обсуждать успехи и проблемы, задавать вопросы и делиться идеями. Учитель способствует созданию комфортных взаимоотношений и помогает ученикам развивать навыки общения и учёбы в коллективе.

Профессиональное развитие: учитель постоянно совершенствует свои знания и навыки, следит за новыми методиками и педагогическими подходами. 

Преимущества профессии учителя

Профессия учителя имеет множество преимуществ, которые делают её одной из самых благородных. Вот несколько ключевых преимуществ работать учителем:

  • Влияние на будущее: учителя имеют возможность оказывать огромное влияние на жизнь своих учеников. Они формируют и воспитывают будущее поколение, вдохновляют его и поддерживают в поиске знаний и самооткрытии. Благодаря уникальному взаимодействию и наставничеству учителя, они могут сильно повлиять на жизнь молодых людей и помочь им реализовывать свой потенциал.
  • Развитие личных навыков: работа учителем требует развития широкого спектра навыков, включая коммуникативные, организационные и лидерские. Учителя постоянно учатся новому и совершенствуют свои навыки. Это помогает им становиться более адаптивными, творческими и гибкими в различных ситуациях.
  • Развитие эмоционального интеллекта: в работе с учениками учителям приходится много внимания уделять эмоциональному состоянию учеников и развитию их эмоциональной интеллектуальности. Они учатся быть эмоционально чуткими, понимать потребности и проблемы учеников. Это позволяет создавать поддерживающую и эмоционально безопасную среду для обучения и развития.
  • Карьерные возможности: учителя могут расти в своей профессии, становиться заведующими школой или учебными заведениями, преподавать в вузах. 
  • Удовлетворение от принесённой пользы: учителя могут испытывать огромное удовлетворение и гордость от своей работы. Видеть, как ученики растут, развиваются и достигают успеха благодаря их усилиям и поддержке, является невероятно вдохновляющим и мотивирующим фактором. 
  • Возможность вдохновлять и мотивировать: в работе учителей огромное значение имеет способность вдохновлять и мотивировать учеников. Учителя стимулируют интерес к знаниям и вдохновляют учащихся на саморазвитие и поиск новых идей и решений. Они создают стимулирующую образовательную среду, где ученики чувствуют себя ценными и важными.

С чего начать, чтобы стать учителем

Если вы хотите стать учителем, вот несколько шагов, которые помогут вам начать свой путь в этой профессии:

  1. Определите предмет или область, которую вы хотели бы преподавать. Определите, в какой области вы имеете сильные знания и навыки. Это может быть предмет из школьной программы, иностранный язык, искусство, спорт или другая сфера.
  2. Получите соответствующее высшее образование. Для работы в большинстве школ требуется наличие диплома о высшем образовании. Исследуйте учебные заведения и программы, в которых готовят педагогов. Чтобы поступить на учителя, изучите, какие предметы в вузе нужно сдавать на учителя. Это может быть педагогический факультет, колледж или университет.
  3. Проходите практику. Изучение теории это хорошо, но необходимо также получить опыт на практике. Ищите возможности для практики и стажировки в школах или других образовательных учреждениях. Это позволит вам ознакомиться с работой учителя и применить полученные знания на практике.
  4. Продолжайте обучаться и развиваться. Образование не заканчивается с получением диплома. Учителя должны постоянно совершенствовать свои навыки, следить за новыми подходами и методиками обучения, а также быть в курсе последних достижений в своей области.
  5. Ищите вакансии и отправляйте резюме. Будьте готовы к тому, что может потребоваться некоторое время, прежде чем вы найдёте работу. Не отчаивайтесь и продолжайте искать.

Главное, помните, что ваша роль заключается в воспитании и обучении будущих поколений, поэтому подходите к ней с любовью, терпением и преданностью.

Требования к навыкам учителя

Перечислим основные требования к учителю и расскажем, какими навыками обладает хороший учитель:

Педагогические навыки. Учителя должны уметь создавать учебные планы, разрабатывать интересные уроки и использовать разнообразные методы обучения. Ещё уметь составлять программы и оценивать успехи учеников.

Коммуникативные навыки. Учителя должны уметь эффективно взаимодействовать с учениками, их родителями и коллегами. Важно уметь понятно объяснять материал, выслушать и понять потребности учеников.

Межличностные навыки. Учителя должны обладать эмоциональным интеллектом, умением работать в команде и устанавливать хорошие отношения с учениками. Важно быть внимательным, терпеливым и уважительным к индивидуальным потребностям учеников.

Управление классом. Учителя должны уметь устанавливать и поддерживать дисциплину в классе, так чтобы обеспечить эффективное обучение. 

Адаптивность. Учителя должны уметь адаптировать свой подход в зависимости от уровня знаний, интересов и способностей учеников.

Организационные навыки. Учителя должны уметь хорошо организовывать свою работу, планировать уроки, следить за учебным прогрессом и вести документацию. Важно быть организованными и уметь эффективно управлять своим временем.

Компьютерная грамотность. В современных классах всё больше используется технологии, поэтому учителя должны быть уметь работать с компьютером и другими современными учебными инструментами. 

Профессия учителя требует постоянного обучения и совершенствования, чтобы эффективно работать с учениками и оставаться в курсе последних тенденций в образовании.

Кто не сможет стать учителем

Причины, по которым человек может испытывать трудности в этой профессии:

Отсутствие интереса к обучению. Учительство требует преданности образованию и желания помогать ученикам раскрыть свой потенциал. 

Затруднения в общении и взаимодействии с людьми. Учителя проводят большую часть своего времени, взаимодействуя с учениками, родителями и коллегами. 

Трудности в организации и управлении временем. Учителям часто приходится выполнять множество задач и организовывать учебный процесс. 

Низкий уровень терпения и эмоциональная нестабильность. Учителям приходится работать с разными учениками, поэтому нужно уметь себя сдерживать.

Карьерные перспективы

Приведём несколько областей, в которых учителя могут развиваться:

  • Специализация в конкретной области. Учителя могут выбрать специализацию в определённой области, например, математике, литературе или химии. Имея экспертизу и опыт в конкретной области, они могут стать преподавателями в вузах, востребованными консультантами по обучению и развитию программ для школ и учебных заведений.
  • Методическая работа. Учителя могут развиваться в качестве опытных учителей-методистов, проводя исследования, разрабатывая и адаптируя учебные материалы, обучая новых учителей и обеспечивая поддержку внедрения инновационных педагогических методик.
  • Руководство и администрирование: учителя могут стремиться стать заместителями директоров, директорами школы или административными руководителями. На этих должностях они оказывают влияние на образовательный процесс, разрабатывают политику школы и координируют работу педагогического коллектива.

Как выучиться на учителя

Если вы хотите стать учителем, вот несколько шагов, которые помогут вам осуществить это:

  1. Решите, какой предмет вы хотели бы преподавать и с учениками какого возраста работать. Некоторые учителя работают с детьми младшего возраста, другие предпочитают учить подростков. 
  2. Получите образование. Изучите, какие вузы предлагают программы обучения для учителей. Узнайте о необходимых требованиях и процессе поступления.
  3. Получите практический опыт. Размышляйте над возможностью волонтёрства, стажировки или о работе в школьной среде как ассистент учителя. Это поможет вам понять, как именно выглядит работа учителя и развить навыки преподавания.
  4. Продолжайте развиваться в профессии. Участвуйте в семинарах и конференциях, общайтесь с коллегами и ищите способы применить новые методики в своей работе.

Можно ли стать учителем без высшего педагогического образования 

По закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заниматься педагогической деятельностью вправе только те, кто получил среднее профессиональное или высшее образование в рамках укрупненных групп по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки». Но зачастую желание стать педагогом появляется не сразу после школы, а уже после учебы на другом, непедагогическом направлении. В этом случае есть еще один вариант получить необходимую квалификацию — курсы профессиональной переподготовки. 

По идее такие курсы должны полноценно готовить будущих учителей — давать всю необходимую теоретическую и практическую базу, развивать необходимые для работы компетенции, а затем проверять полученные знания и навыки с помощью итоговой аттестации. На деле же многие частные компании пренебрегали качеством обучения и предлагали курсы, которые не помогали освоить профессию в полном объеме, зато позволяли очень быстро получить диплом о профессиональной переподготовке, а вместе с ним и право работать в школе. 

Поэтому в 2025 году законодатели серьезно озаботились качеством подготовки педагогических работников, пересмотрели правила и внесли поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». (Федеральный закон от 21.04.2025 № 86-ФЗ ∙ Официальное опубликование правовых актов).

Повышение квалификации педагогов 

Поступая в педагогический вуз, имейте в виду, что педагоги не только учат других, но и сами должны постоянно учиться — чтобы повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать высокое качество образования, применять современные методы обучения.  

По требованиям федерального законодательного стандарта минимум один раз в три года педагогический работник обязан проходить курсы повышения квалификации — длительностью не менее 16 академических часов. Некоторые школы устанавливают свои правила, по которым повышать квалификацию необходимо еще чаще (но не реже). Отказаться от прохождения программы ДПО учитель не может — отказ без уважительной причины рассматривают как дисциплинарный проступок. 

С 1 сентября 2025 года повысить квалификацию педагоги смогут только в государственных учреждениях. Здесь будут действовать те же ограничения, как и при прохождении профессиональной переподготовки, о которой мы писали выше. Теперь частные организации не смогут выдавать официальные удостоверения, которые необходимы, чтобы продолжать работать в школе. А значит, процесс повышения квалификации, скорее всего, станет намного более трудозатратным. 

Где учителям можно повышать квалификацию в 2025 году

В соответствии с поправками с 1 сентября 2025 года получить квалификацию учителя можно будет только:  

  • в государственных и муниципальных образовательных организациях; 
  • в образовательных организациях, учредителями которых являются государство, субъект Российской Федерации, муниципальное образование либо с их долей в уставном капитале; 
  • в образовательных организациях, учредителями которых являются госкорпорации и госкомпании; 
  • в образовательных организациях «Сириуса» и «Сколково»; 
  • в общероссийских спортивных федерациях (для педагогов в области физической культуры и спорта). 

Кого коснутся ограничения: 

  • воспитателей дошкольных учреждений; 
  • педагогических работников: школьных учителей (1–11 классы); 
  • социальных педагогов, педагогов-дефектологов, педагогов-психологов и пр.; 
  • администрации образовательных организаций (завучи, директора). 

Кого не коснутся ограничения: 

  • педагогов среднего профессионального образования (СПО), не работающих по программам общего образования; 
  • педагогов дополнительного образования (включая колледжи, техникумы, секции); 
  • преподавателей, работающих в системе высшего образования; 

Это не коснется тех, кто успел получить диплом о профессиональной переподготовке или был зачислен на обучение до 1 сентября 2025 года. 

То есть теперь получить необходимые документы для работы учителем без профильного образования будет сложнее: нельзя будет пройти курсы в частных организациях, только в государственных. Частные компании все еще смогут предлагать обучение на педагога, но выдавать будут только сертификаты, которые не дают права заниматься педагогической деятельностью. 

Минимальный срок обучения на программах профессиональной переподготовки на учителя — 250 академических часов. Но обычно курсы длятся дольше — 300–520 часов. 

Как стать учителем по целевому договору

Стоит заранее оценить все сложности и, если желание стать учителем появилось еще в школе, — сразу поступать в вуз или колледж именно на педагогическое направление. В том числе на целевое обучение — такой вариант предлагают многие учебные заведения. Например, сейчас на сайте «Работа России» — более 2400 предложений целевого обучения на педагогов разных профилей: 

учительцелевое

И более 2700 вакансий на должность учителя по всей стране: 

 вакансииучитель

Процесс поступление на целевое педагогом не отличается от обычного целевого, поэтому изучите общие правила на 2025 год.

Советы начинающему учителю

  • Изучайте разные методики преподавания. Разнообразие методик и форматов обучения помогут ученикам лучше усваивать материал и развивать различные навыки.
  • Планируйте уроки заранее. Качественная подготовка к урокам является ключевым моментом для успешного преподавания. 
  • Учитывайте индивидуальные потребности учеников. Каждый ребёнок уникален, поэтому старайтесь адаптировать свой подход.
  • Установите чёткие и понятные правила поведения в классе. Будьте последовательны в их применении, но также учитывайте контекст и будьте готовы быть гибкими.
  • Сотрудничайте с коллегами. Не бойтесь обращаться к своим коллегам: обмен идеями и опытом поможет вам вырасти в профессии.
  • Развивайтесь. Продолжайте учиться и развиваться как педагог. Присоединяйтесь к профессиональным сообществам, посещайте семинары и конференции, читайте специализированную литературу. Будьте открытыми к новым идеям и подходам, и постоянно совершенствуйте свои навыки преподавания.
  • Создайте положительную атмосферу в классе. Знайте имена учеников, интересуйтесь их жизнью, относитесь с уважением к каждому ребёнку. Позитивная атмосфера помогает ученикам чувствовать себя комфортно и вдохновляет их учиться.

Первые годы работы в качестве учителя могут быть сложными, но со временем вы приобретёте опыт и станете в себе увереннее. 

Поделиться статьей